?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прежде чем рассказать об истории и коллекциях Кологривского краеведческого музея, необходимо сказать несколько добрых слов об основателе музея, замечательном русском художнике Геннадии Александровиче Ладыженском.
К сожалению, имя его мало кому известно в современной России, абсолютное большинство своих работ, весь архив Ладыженский в конце жизни привез в Кологрив. в глухомань, распроложенную вдали от культурных центров.  Здесь они и пребывают последние 90 лет, дожидаясь своего исследователя. Пока, увы, нет ни одной монографии о его творчестве, не издано ни одного альбома. Единственная крошечная брошюрка о жизни и творчестве Г.А.Ладыженского вышла в Костроме в 1950-е годы. А, между тем, это был большой художник, академик живописи, получивший при жизни титул "короля акварели", замечательный педагог, воспитавший целую плеяду талантливых живописцев, известный коллекционер. Для кологривчан он, прежде всего, величайший земляк, подаривший родному городу свои бесценные коллекции, на основе которых открылся наш музей.
                                    Н.Д.Кузнецов. Портрет Г.А.Ладыженского. Холст. масло.

Ладыженский Геннадий Александрович (1853 - 1916)

Родился Геннадий Александрович Ладыженский 23 января (по старому стилю) 1853 года в Кологриве в семье мелкого отставного чиновника Александра Никаноровича Ладыженского.

Ладыженские - старинный дворянский род, известный в России с 14 века и ведущий свое происхождение от шведского дворянина Облашни (по некоторым источникам Облагини), приехавшего в Московское княжество в 1375 году на службу к Дмитрию Донскому. Отец Геннадия Александровича Александр Никанорович имел чин губернского секретаря. Впоследствии он занялся коммерческой деятельностью, все последние годы занимался торговлей. И жену взял не из дворян, а из кологривских купцов, породнившись с богатым и многочисленным купеческим родом Невзоровых. Супругой его была Екатерина Мефодьевна Невзорова. У них было трое детей: Иван, Елена и Геннадий.

            С детства проявлявший интерес к церквям родного города Кологрива Костромской губернии будущий художник после окончания местного уездного училища уехал в Петербург. Красоты северной столицы определили выбор молодого человека. В 1870 году он становится вольноприходящим учеником Академии художеств, в 1871 переводится на очное обучение. В 1872 году студент Г. Ладыженский, выполняя учебное задание, делает чертежи и акварельные рисунки русских церквей XVI века в городах Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. Проснувшийся в нем повышенный интерес к природе он реализовал переходом в пейзажный класс Академии. Под руководством известного живописца и педагога М.К. Клодта Г. Ладыженский с 1873 по 1879 год сравнительно успешно осваивает изображение натуры. В 1879 году Г.А. Ладыженский получает звание классного художника второй степени по пейзажу и отмечается участием в академической выставке несколькими картинами с места боев начавшейся войны с турками за освобождение Болгарии. Он и в дальнейшем участвует в выставках, экспонируя на них свои выполненные акварелью и маслом южнорусские пейзажи.

Многие знают портрет Геннадия Александровича кисти И. Крамского. Когда он приехал в Петербург, ему было восемнадцать. Бледное лицо, взлохмаченные волосы, светлая бородка, упрямо сжатый рот и пристальный взгляд – это юный Ладыженский. Таким он поступил в начале вольноприходящим учеником по архитектуре, а потом попросил совет Академии о разрешении держать экзамены для поступления в ученики. Он писал: «Вольнослушателем быть не могу, потому что не имею средств внести плату за годовое обучение». Отец Геннадия, человек крутого характера, был недоволен выбором сыновнего пути и потому оставил его без средств. В 1871 году Геннадий жалуется, что находится в «страшно крайнем положении» и «должен теперь почти что умереть с голоду», а в январе 1872 года снова пишет о своем "безвыходном положении", о том, что он "существует впроголодь". Его товарищ по Академии Г. Сластьон вспоминает, что Ладыженский жил вместе с ним в так называемой "литейно-дворской казенке" и спал на холодном грязном полу, а "с ним спала для теплоты его собачка Дианка". Трудные были годы…

Но Геннадий Ладыженский вынес все житейские испытания и с отличием закончил Академию художеств. Все его последующие годы были заполнены работой, исступленной, неистовой, вдохновенной. Он создал сотни картин, воспитал десятки учеников, среди которых известные живописцы Бродский и Греков. Большую роль в становлении его как художника сыграли знаменитые Шишкин, Крамской, Клодт, Костанди и многие другие художники, а также личные знакомства с академическими профессорами, частые беседы в среде художников с известными литераторами Д. Григоровичем, Д. Стахеевым, театральными деятелями, со многими из них у него завязалась дружеская переписка. Не оставлял без внимания и поэзию, ему полюбились стихи украинского кобзаря Тараса Шевченко. За 10 лет, проведенные в Петербурге, Ладыженский стал профессиональным художником. Уже тогда у него зародилась страсть к собирательству. Но осуществить свою мечту он смог только тогда, когда жил и работал в Одессе. По ходатайству Академии наук он получил назначение на должность преподавателя рисования в Одесское реальное училище и в начале 1882 года переехал на юг, и с тех пор его жизнь и творчество надолго оказались связанными с судьбами украинского изобразительного искусства. Геннадий Александрович не ограничивал свою деятельность только уроками. Все свои силы он отдавал любимому искусству. В 1899 году он организовал выставку своих картин в Одесской гимназии с тем, чтобы доход от нее пошел в пользу нуждающихся учеников.


Г.А.Ладыженский. "Куры". холст. масло













Г.А.Ладыженский. "Кологривский пейзаж"













Г.А.Ладыженский. "Инкерман". холст. масло











                                                                              


Г.А.Ладыженский. "Одесса". бумага. акварель


Помимо местных выставок изредка экспонировал свои картины в Петербурге: то в Академии, то в обществе русских акварелис
тов, то в Товариществе художников. Потом был большой перерыв. Возможно, много времени отнимало у него воспитание племянников, которых одинокий художник взял к себе в Одессу. Как раз в эти годы у него сильно развилась страсть к коллекционированию. В свободные от работы часы он посещал антикварные лавки, бывал на знаменитых одесских базарах, приобретал картины и рисунки выдающихся художников, пополнял все растущую коллекцию сабель, мечей, пороховниц, ружей, монет, пищалей, мушкетов и вообще всякой старины: вазы, кувшины, самовары, ендовы, музыкальные инструменты, платки, ковры. Геннадий Александрович не однажды предлагал местным властям, чтобы они могли построить специальное помещение для размещения его сокровищ, чтобы их могли видеть все. Но при жизни никто не заинтересовался его собранием.

В 1909 году в Одессе было организовано чествование Г.А. Ладыженского в связи с 25-летием его художественно-педагогической деятельности. А в следующем году ему было присвоено почетное звание академика.

В 1914 году он вышел в отставку и вернулся в родной Кологрив. Из своей богатой коллекции исторических и художественных памятников он ничего не оставил ни художественному училищу, где проработал около 30 лет, ни городскому музею изящных искусств, в устройстве которого принимал деятельное участие. На родине он намеревался продолжить художественную деятельность, организовать музей. Но обстоятельства складывались неблагоприятно. Началась мировая война. Это произвело на него гнетущее впечатление. Большую свою коллекцию и многочисленные собственные произведения Геннадий Александрович разместил в специально для этого купленном здании в центре Кологрива. Это бывшее здание райпо, которое сгорело то ли от небрежности, то ли по чьему-то злому умыслу. В советское время на здании была мемориальная доска с текстом: «В этом доме провел последние годы жизни (1914-1916 гг.) художник-академик Геннадий Александрович Ладыженский (1853-1916 гг.)». А в музее долгое время в экспозиции стояло кресло, в котором умер художник.

Существует предположение, что перед своей кончиной он написал завещание о передаче коллекции и картин родному городу.

После смерти его коллекция послужила основанием для создания Кологривского музея с большим и ценным художественным отделом. Большую роль в создании музея сыграли брат Геннадия Александровича Иван Александрович, который помогал пополнять коллекцию, купил ему дом в Кологриве и его сын Николай Иванович, ставший первым директором музея.


Одесский художествнееый музей. Г.А.Ладыженский. "Хаджибей"
(так называлась когда-то Одесса, если кто не в курсе)








Подавляющее большинство работ Ладыженского хранится в ныне в Кологривском музее – более 1000 картин, рисунков, набросков. Несколько картин находятся в Третьяковке,  Русском музее, музеях Одессы, Костромы, Баку и других городов.

Во дворе музея покоится прах прекрасного живописца, «короля акварели», коллекционера Геннадия Александровича Ладыженского. Поклонимся этой могиле. И вспомним, что он оставил нам истинные сокровища.

 

ФАНАТИК ИСКУССТВА

Статья ученика Ладыженского, художника и писателя П. А. Нилуса, напечатана 18.09.1916 г. в газете "Одесский листок".

            Художник Геннадий Александрович Ладыженский (1853-1916), уроженец г. Кологрива Костромской губернии, приехал в Одессу в 1882 г., вскоре после окончания Академии художеств, и провел здесь более тридцати лет. Чудак и нелюдим, он жил искусством: много работал (хотя выставлялся редко, а в последние годы и совсем ничего не показывал на публике), преподавал в художественном училище и гимназии, собирал ценнейшую коллекцию живописи и антиквариата для будущего музея в Кологриве (мечта всей его жизни). В 1914 г. Ладыженский вернулся на родину, но остался одним из мифов Одессы.

            Со смертью Ладыженского ушла из жизни одна из самых оригинальных живописных фигур. В нем как в чисто русском человеке была смесь самых противоречивых особенностей, достоинств и недостатков. Влюбленный в жизнь, в ее блеск, праздник, преклонявшийся пред порывом, мощью человеческой души, он вел жизнь скупца, отказывал себе в необходимом... И в то же время этот человек, носивший старую, потертую одежду, живший в ужасной квартире, никогда не убиравшейся, не останавливался перед сотнями рублей, отдавая их за художественную старину. Он страстно собирал вещи для будущего музея, который мечтал основать на родине, в глуши Костромской губернии, где-то в Кологриве. Несмотря на то, что его день проходил в тяжком труде учителя, он вставал на заре и работал, работал без устали, всегосебя отдавая искусству, которому действительно отдал жизнь и которое, в свою очередь, грело его последние унылые дни. Вот что он пишет в одном из писем с родины, уже слабый, больной: "Милое, дорогое искусство, величайший дар, каким природа наградила душу людей. Как тяжело было бы мне здесь, если бы я не имел малюсенького кусочка этого дара - это мое единственное в жизни счастие, мой мир, я ношу его с собою, где бы и при каких обстоятельствах ни был".

            Друзей у него было мало, хотя его очень многие почитали как художника и любили как человека, но редко кто мог вынести его чудовищную, болезненную подозрительность, строптивость. Чувствуя горячую ненависть ко всему скаредному, буржуазному, ненавидя и презирая и других, и себя, и несовершенства жизни, он жил, уходя от ее шаблона, от людей.

            То, что он не хотел жить так, как другие, не прощали ему, как не могли простить его болезненной чувствительности. Бог не дал его сердцу забвения, и, казалось, все обиды, огорчения всю жизнь он носил с собой - этот ужасный багаж!

Он все мечтал о родине, о том, что он туда занесет луч света, об отдыхе, об "окне" в его доме. Об этом окне он не раз говорил, писал. Из этого окна, выходившего на площадь, он с детских лет много перевидал: и слезы, и страдания, и радость, и позорное наказание батогами. Ладыженскому казалось, что стоит вырваться из ненавистной Одессы, от надоевших людей, и все будет хорошо...

            Как мы мало знаем себя, свое сердце... Несколько лет тому назад, провожая на кладбище товарища, я шел рядом с Ладыженским. Геннадий Александрович, усталый, вдруг оживился и с пафосом воскликнул:

- Нет, меня не понесут этой дорогой!

- Почему?

- Поеду умирать на родину.

            И поехал. Это было два года тому назад, но тут началось нечто странное. Этот неуживчивый человек, который не мог равнодушно слышать об Одессе, вспоминает в каждом письме нелюбимую Одессу, товарищей по службе, художников, шлет поклоны, тоскует по югу. "Очень скучно без Одессы, - пишет он, - я и вообразить себе не мог..."

            В десятке писем Ладыженского, которые сейчас лежат передо мной, чувствуется между беспокойных строк о житейском душа человеческая, живая, страдающая и уже чующая конец.

            В последнем письме к К. К. Костанди он пишет: "Я еще дышу, но сил все меньше и меньше, старческая дремота и сон - моя жизнь..."

            Если, закрыв глаза, попытаться представить себе лучшее, что сделал Ладыженский, то, по-моему, это лучшее совпадает с первым десятком лет его житья в Одессе. Полный сил, молодых страстей, чуждаясь людей, бродил он по окрестностям, в порту и жадно писал, рисовал, наблюдал несравненную легкость красок, серебристость солнца новороссийского юга, еще непонятых и не оцененных в полной мере никем.

            Но горячий темперамент Ладыженского, ничем не насытимая любовь к жизни -заставляли его пробовать себя и как жанриста, и как портретиста, он писал и наготу, и животных, и многое другое. Попав в Константинополь, он написал ряд этюдов, блещущих сверкающими красками.

            Почему-то Ладыженского всегда считали акварелистом по преимуществу - это неверно. Он писал масляными красками с такой же уверенностью, легкостью, как и акварелью, и даже больше, его акварели по стилю напоминали масляную живопись. Те же из них, которые более соответствовали традициям акварели, нередко манерны, в них очень часто больше ловкости, знания секретов мастерства, чем выразительности, характера.

            Лет тридцать тому назад, в 1886 г., Ладыженский устроил свою первую выставку в Одессе, и вторую, несколько лет тому назад при какой-то гимназии (в 1899 г. в 5-й мужской гимназии, где Ладыженский преподавал) - она была открыта чуть ли не один день. На "южнорусской выставке" он выставлялся всего 4-5 раз (на 1-4, 7, 11 и 18 выставках.), да от времени до времени в магазинах Руссо и Гейнцельмана и очень редко посылал свои картины в Петроград. Болезненно самолюбивый, он, вероятно, не выносил рецензий, -это, кажется, и было причиной того, что, очень много работая, он так мало выставлял.

У Ладыженского, как у всякого хорошего учителя, была незаменимая черта - он очень любил беседовать с учениками, - это настоящая наука и есть. И потом в этих разговорах была та заманчивость, "туманная даль", которая только и питает будущего художника, заставляет его думать, добиваться правды по-своему...

Ладыженский был на каждом шагу, во всем оригинален - и как художник, и как человек, и как учитель. Можно было во многом не соглашаться с ним, но нельзя было не удивляться, не уважать необычайной цельности его ума, характера.
                                                           На фото начала 20 века (в начале статьи) изображен Г.А.Ладыженский.



Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
rodich2007
7 мар, 2009 19:01 (UTC)
Спасибо! Я как раз выставила у себя о Ладыженском, и мне дали ссылку на Ваш журнал. У меня не все картины из Вашего журнала есть, но зато есть несколько других.
katerinishe
11 июн, 2013 03:11 (UTC)
Только сегодня нашла этот ваш пост, очень интересно было прочесть.
Моя бабушка со стороны папы Мария Александровна Ладыженская. у нее было три сестры Ольга https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

и Татьяна.
emiltim
11 июн, 2013 12:32 (UTC)
Спасибо. Значит, Вы потомок кологривских Ладыженских? Очень интересно.
Приезжайте к нам в гости, у нас про Ладыженских знают все. Это одна из самых знаменитых семей нашего городка
livejournal
11 июн, 2013 03:14 (UTC)
Ладыженский Г.А. - символ Кологрива
Пользователь katerinishe сослался на вашу запись в записи «Ладыженский Г.А. - символ Кологрива» в контексте: [...] Originally posted by at Ладыженский Г.А. - символ Кологрива [...]
(Анонимно)
21 окт, 2013 14:56 (UTC)
Спасибо за интересные статьи, и работы увидали незнакомые нам. Были в Кологривском музее - полны самых ярких эмоций и впечатлений.
Edilson Ribeiro
24 фев, 2015 23:45 (UTC)
Gennady
Добрый день, я из Бразилии , и я очарован работ Геннадия Ладыженский . Я читал ваш блог , и я был еще более очарован. В одном из комментариев Вы подтверждаете, что вы знаете все об этом maravilhosso русского художника . Так что явопрос , он женился ? был сын ? которые зовут вашу жену ? вы можете отправить ответы по электронной почте? edilsonribeiro1@hotmail.com
Я хочу , чтобы посетить ваш город и музей в конце этого года и будет удивлен, если я прошел эту информацию по электронной почте или моей странице facebook
https://www.facebook.com/edilsonribeiro .

Я благодарю вас.

Edilson
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

кологривский рай
emiltim
emiltim

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com